Методы генерации идей

Каждый день мы придумываем большие и маленькие идеи, направленные на решение конкретных проблем. Они могут касаться как наших рабочих задач, так и повседневной жизни: успеть сдать вовремя горящий проект, решить вопрос с подарком для близкого человек или сэкономить время на домашней уборке. Креативные методики, проверенные временем и опытом профессионалов, помогут найти выход из творческого тупика и позволят взглянуть на мир по-новому.

Марина Гусарова

копирайтер-стратег

#Дизайн

    Ментальные карты

    Метод, направленный на визуализацию связей и активизацию ассоциативного мышления. Он позволяет лучше охватывать всю картину изучаемого вопроса и активизирует творческое мышление благодаря использованию графики.

    Как это работает

    Нарисуйте или напишите образ проблемы в центре. На ветках, которые от него будут отходить, записывайте свои идеи. Включайте ассоциативное мышление, постепенно разворачивая каждую ветку на более мелкую: это позволит вам детально проработать каждую мысль. Используйте рисунки, делайте карту разноцветной — для большей наглядности и задействования образного мышления.

    Метод Киплинга

    Этот прием, основанный на одном из стихотворений известного писателя, заключается в анализе проблемы с помощью простых вопросов: что, где, зачем, когда, кто и как.

    Как это работает

    Вы можете провести анализ самостоятельно или поиграть в команде. Ответив на основные вопросы, переходите к дополнительным: сколько, где еще, какой срок, почему это происходит и т.д. Вы удивитесь, когда вопросы и ответы на них будут формироваться сами собой. Результат — вы сможете рассмотреть ситуацию с совершенно разных сторон, что приводит к полному анализу проблемы.

    Шесть шляп

    Апгрейд-версия мозгового штурма. Имеет игровую форму и позволяет посмотреть на задачу с разных сторон и в разных ролях.

    Как это работает

    Каждый из участников попеременно «надевает» одну из шести шляп и тем самым анализирует проблему с разных позиций.

    Синяя шляпа. Ее примеряет только один участник — модератор. Он формулирует цель, следит за правильным использованием всех шляп и подводит итоги.

    Белая шляпа. Отвечает за аналитическое осмысление проблемы. Участники обсуждают существующие факты, ищут недостающую информацию.

    Красная шляпа. Дает возможность высказать эмоциональное отношение к проблеме и возможным вариантам ее решения, а также позволяет включить интуицию.

    Черная шляпа. Предполагает пессимистический взгляд на обсуждаемую задачу. Участники обсуждают ее негативные стороны и последствия, критикуют существующие варианты выхода из положения.

    Желтая шляпа. Отвечает за оптимистическую сторону проблемы. Необходимо найти выгоду (даже если она неочевидная), выявить скрытые полезные ресурсы и возможности.

    Зеленая шляпа. В этом режиме предполагается собственно генерирование идей и поиск новых, нестандартных методов решения задачи.

    Метод фокальных объектов

    Случайность и ассоциативное мышление — две вещи, которые удивительно часто сопровождают великие открытия. Метод фокальных (или случайных) объектов основан на этих двух явлениях. Он заключается в мысленном переносе характеристик сторонних объектов на предмет проблемы.

    Как это работает

    1. Определите конкретный объект (он и будет назваться фокальным), который необходимо улучшить, например, кружку.

    2. Произвольно выберите несколько предметов. Для примера возьмем подводную лодку, мольберт и будильник.

    3. Опишите свойства каждого предмета (подводная лодка — прочная, мольберт — творческий, будильник — заботливый).

    4. Переносите свойства на фокальный объект, включайте ассоциативное мышление и выбирайте самые сильные варианты (прочная — использовать в производстве противоударный материал, творческий — дополнить ложкой-фломастером, который может рисовать на посуде, заботливый — встроить индикатор с напоминанием выпить воды).

    Автобус, кровать, ванна

    Возможно, вы и сами замечали, что многие хорошие идеи приходят в самые неожиданные моменты: в душе или во время поездки на работу. Это связано с тем, что загрузив в свой мозг некую проблему, вы со временем невольно отвлекаетесь от обдумывания. Но ваше подсознание продолжает работать и в какой-то момент выдает то, что называется озарением.

    Как это работает

    1. Определите проблему и попробуйте над ней поработать с помощью своего любимого метода: постарайтесь погрузиться максимально глубоко и изучите вопрос с разных сторон.

    2. Оставьте на некоторое время проблему и смените занятие: послушайте музыку, прогуляйтесь до ближайшего парка или сходите в бар. Тот самый инсайт может настигнуть вас в любой момент времени.

    3. Озарение так и не пришло? Возможно, стоит попробовать шоковую терапию — кардинальную смену своего жизненного порядка. Запишитесь в секцию бокса, возьмите интервью у популярной личности. Сила — в новом опыте!

    Непрямые стратегии

    Инструментом генерации идей здесь служат карточки с указанием дальнейших действий. Авторы методики вдохновлялись китайским способом гадания по «Книге Перемен». Первый набор, состоящий из 115 карточек, вышел ещё в 1975 году: в наши дни существует и электронная версия непрямых стратегий.

    Как это работает

    Такие карточки можно создать и самим, просто взяв листы бумаги, на которых необходимо написать команды, связанные с поиском новых решений. При работе над проблемой вытаскивайте одну карточку за другой и делайте то, что на них сказано.

    Команды могут быть такими: «Сосредоточься на недостатках», «Незначительная деталь может стать ключевой», «Что могло бы стать серьезной ошибкой?», «Не концентрируйся лишь на одном варианте», «Попробуй вернуться к предыдущему варианту» и т.д.

    SCAMPER

    В основе этого метода лежит перечень изменений, с помощью которых можно улучшить тот или иной объект. Необходимо последовательно обсудить каждую из возможностей в рамках конкретной задачи.

    Как это работает

    SCAMPER представляет собой аббревиатуру, которая обозначает 7 ключевых слов, стимулирующих креативное мышление:

    Substitute — заменить какие-то составляющие, материалы, сотрудников.

    Combine — использовать объект совместно с другими.

    Adapt — добавить новые элементы, возможности.

    Modify — изменить характеристики (размер, цвет, форму и пр.).

    Put — использовать объект в другой сфере, с другой целью.

    Eliminate — избавиться от лишних элементов, оставить только основу.

    Reverse — сделать наоборот: поменять части местами, перевернуть и т.д.

    Конечно, это далеко не полный перечень всех креативных методик: мы подобрали наиболее распространенные и практичные из них. Попробуйте начать работать хотя бы с парой техник из предложенного списка — применяйте их дома и на работе, меняйте правила и не бойтесь экспериментировать. Возможно, именно ваш усовершенствованный метод Киплинга станет источником рождения новой гениальной идеи.

    25 марта 2019

    Комментарии:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *